На протяжении уже нескольких десятилетий с самого момента возникновения и рассвета персональных компьютеров идея полного погружения в виртуальную реальность остаётся весьма заманчивой. Одна из самых ранних и ярких попыток привнести виртуальную реальность в повседневную жизнь принадлежит создателям Mario и консолей NES|Dandy – японской компании Nintendo. Именно их девайс Virtual Boy в середине 90-ых наделал много шуму и, увы, потерпел фиаско, провалившись в продажах даже у себя на родине. К сожалению, это событие здорово охладило подобные разработки на годы вперёд.
Спустя двадцать лет VR (virtual reality) снова заставила о себе говорить во многом благодаря девайсу Oculus Rift, но увы, разработка этого интереснейшего устройства ощутимо растянулась во времени, а неожиданная покупка команды разработчиков американским гигантом Facebook и вовсе крепко озадачила даже многих из тех, кто уже твёрдо решил приобрести этот VR-шлем, когда он выйдет.
В марте текущего года ситуация разительно изменилась после того, как у Oculus Rift появился первый истинный конкурент. Японская компания Sony наконец-то подтвердила давно витавшие по сети слухи о разработке собственного девайса виртуальной реальности, который не уступает, а по некоторым особенностям и превосходит решение от Oculus.
Представленное на GDC 2014 устройство Sony получило кодовое название Project Morpheus. Этот VR-шлем будет первоначально распространяться исключительно в качестве аксессуара к консоли PlayStation 4, однако Sony не исключает полностью, что когда-то может представить версию шлема и для персональных компьютеров.
На сегодняшний день для демонстрации возможностей Morpheus уже создано несколько простых, но весьма эффектных приложений. Например, в одном из них пользователей примеряет на себя роль аквалангиста, погружающегося в специальной клетке на дно океана. В какой-то момент клетку пытаются пробить акулы, что при полном погружении в виртуальный мир, которое обеспечивает Morpheus, для пользователя, надевшего его, выглядит слегка жутковато. Ниже представлена небольшая демонстрация этого действа:
По словам Антона Михайлова*, являющегося старшим инженером-программистом отдела исследований и разработки Sony, одна из отличительных особенностей Morpheus по сравнению Oculus Rift заключается в том, что пользователь надев шлем не будет чувствовать себя беспомощной головой, парящей в воздухе.
Дело в том, что Morpheus может распознавать движения рук пользователей, имеет интеграцию с PS Move, PlayStation Camera и DualShock 4 (светящаяся полоса на нём, как выяснилось, предназначена именно для синхронизации с VR-гарнитурой), кроме того Sony работает над особым контроллером, который сможет распознавать движения глаз. Это очень важно, так сам Morpheus, ровно как и Oculus Rift, может распознать лишь движения всей головы.
Прототип нового и пока ещё безымянного контроллера для трекинга глаз был показан на GDC 2014 (фото ниже) отдельно от Morpheus, однако с сопутствующим пояснением, что в будущем оба девайса будут работать вместе.
В данный момент свои уже полноценные VR-игры, а не просто небольшие техно-демо, создают такие именитые внутренние студии Sony, как Sony Santa Monica, Evolution Studios, Media Molecule и Polyphony Digital. Возможно, посетит Morpheus хоррор Until Dawn, анонсированный ещё в 2012 году. Появится на Morpheus и мультиплатформа, вроде атмосферного Among the Sleep, вышедшего для ПК совсем недавно.
При этом разработчики отмечают, что достичь на железе PS4 связки 1080p + 60 FPS вполне реально. Отчасти подтверждают эти слова и представленные демо «The Deep» и «The Castle», что были запущены именно в таком разрешении и при такой частоте кадров.
Несмотря на то, что Project Morpheus находится под контролем игрового подразделения Sony, игры – отнюдь не единственное направление. VR-шлем может быть использован, например, для виртуального туризма или медиа.
Как мы уже сказали, впервые Project Morpheus был представлен в марте, на выставке GDC 2014. Но это, если проводить параллели с ПО, была лишь первая «бета-версия». До старта продаж устройства, намеченного на следующий год, разработчики проведут ещё ряд важных изменений.
Несмотря на то, что гаджет уже сходу был принят весьма положительно всеми, кому его удалось попробовать вживую на различных презентациях, Sony готовит в дальнейших версиях значимые улучшения. Например, LCD-дисплеи будут заменены на куда более удачные в данном случае OLED.
Большую демонстрацию Project Morpheus, аксессуаров, игр и приложений для него совсем скоро можно будет увидеть на конференции Е3, что стартует в начале следующей недели.
P.S. Во избежание путаницы, отметим, что в арсенале Sony уже есть одна разработка – HMZ (на сегодняшний день Sony успела выпустить аж три поколения этого девайса, последнее – HMZ-T3), однако он позиционируется как персональный 3D-кинотеатр и неспособен отслеживать движения головы пользователя, как это делает Morpheus. С другой стороны, устройства, судя по всему, все-равно имеют между собой много общего. Скорее всего, HMZ стал своеобразной испытательной площадкой для Project Morpheus.
* – Да, вы не ослышались, разработку девайса виртуальной реальности в японской Sony возглавляет именно русский человек, причём он же четыре года назад возглавлял и создание другого известного гаджета Sony – контроллера PS Move, который нынче работает в связке с Project Morpheus.