Без преувеличения главным событием в мире цифровых развлечений, которое безусловно отразится и на ПК, в прошлом году стал почти одновременный запуск двух консолей нового поколения – Microsoft Xbox One и PlayStation 4 от Sony. Как мы уже знаем, приставка японцев при цене на $100 дешевле умудрилась оказаться заметно производительнее своего американского конкурента.
Дело в том, что Microsoft слишком вложились в Kinect 2.0, из-за чего их консоль и вышла дороже, и «железом» заметно отстала от главного соперника. Наиболее существенная разница заключается в возможностях графического процессора и пропускной способности унифицированной* памяти в двух этих приставках. В частности, GPU Xbox One отстаёт от PS4 на:
- 50% по числу шейдерных блоков;
- 50% по числу блоков текстурирования;
- 100% по числу блоков операций растеризации;
- 400% по числу блоков ACE.
Кроме того, графический процессор Xbox One в отличии от конкурента не поддерживает ключевые технологии hUMA и TrueAudio, что были представлены AMD в прошлом году.
В свою очередь объём унифицированной* памяти в обеих консолях одинаков и составляет 8 ГБ. Однако память GDDR5 в PS4 достигает пиковой пропускной способности в 176 ГБ/с, в то время как DDR3, используемая в Xbox One, не доходит и до 70.
Наконец, в приставке от Sony в дополнение к основному CPU от AMD используется вспомогательный процессор и немного дополнительной памяти (256 МБ DDR3), что разгружают систему, принимая на себя фоновые задачи.
Microsoft же ещё больше усугубила своё и без того внушительное аппаратное отставание, зарезервировав 10% вычислительной мощности новой Xbox под всё тот же Kinect. Сегодня, спустя три месяца после выхода приставки, под гнётом критики сторонних разработчиков эти 10% сократили до 2. Однако радикально изменить ситуацию даже такому ходу уже не под силу.
Некоторые разработчики, впрочем, защищали Xbox One ещё до того, как она вышла. Например, известный геймдизайнер Синдзи Миками, подаривший жизнь серии Resident Evil, заявил в октябре 2013, что консоли XOne и PS4 почти не отличаются друг от друга в плане производительности, а отставание по числу различных блоков в GPU не так уж и важно.
Теперь же становится очевидно, что Миками либо ошибся, либо данное заявление относилось именно к его собственному новому проекту – ужастику The Evil Within, где большая часть действия происходит в малых закрытых помещениях и с минимальным числом NPC. Дело в том, что первые крупные мультиплатформенные проекты сходу начали показывать резкое отставание Xbox One от решения Sony.
Первым показательным примером, о котором мы уже писали, стали вышедшие под конец прошлого года военные шутеры Battlefield 4 и Call of Duty: Ghosts. Напомним, на PS4 они работают в нативных разрешениях 900p и 1080p соответственно, в то время как на новой Xbox оба запускаются лишь в разрешении 720p (т.е. в полтора и два раза меньше). Из-за этого картинку приходится растягивать, что, само собой, её портит.
Как несложно было предположить, в 2014-ом покупателей, выложивших $500 за «nextgen»-консоль Xbox One, ждут новые, не самые приятные сюрпризы. Начался год со слуха о том, что улучшенное переиздание прошлогоднего хита Tomb Raider, вышедшего в 2013 только на PS3/X360 и PC, в версии для Xbox One будет иметь частоту кадров не более 30.
Тогда этот слух был поднят на смех: как может новая консоль не выдать 45-60 FPS в игре, которую ещё в прошлом году кое-как тянула Xbox 360, даже если в эту игру внесли какие-то незначительные визуальные улучшения.
Оказалось, что и правда не может. Когда переиздание Tomb Raider Definitive Edition увидело свет в конце января, достоверность слуха решил проверить известный зарубежный игровой портал Eurogamer.
Как оказалось, во время непосредственного геймплея показатель FPS на Xbox One и вправду не поднимается выше 30, а в отдельные моменты и вовсе проседает ниже 20 кадров в секунду, что уже явно неприемлемо даже для неприхотливого геймера.
Если говорить о PS4, то её худший показатель в тесте – 32 FPS, большую же часть времени консоль стабильно выдавала более 50 кадров в секунду. В итоговой таблице, которую приводит Eurogamer также отчётливо видно, что и кат-сцены (видеовставки между геймплеем, в данном случае анимированные на движке самой игры) предсказуемо идут на Xbox One с заметным отставание в плане FPS:
Между тем, в сети появляются всё новые и новые сведения об отставании Xbox One в грядущих проектах. Так, в частности, сообщается, что стелс-экшен Thief, готовящийся к выходу в последние дни зимы, в Full HD будет запускаться только на удовлетворяющих требованиям PC и PS4.
В свою очередь, другой ожидаемый проект – Watch Dogs от Ubisoft якобы покажет некое иное отставание Xbox One от PS4 помимо разрешения и частоты кадров.
Что касается Sony, то она, несмотря на явное преимущество, в данный не отдыхает. Сейчас корпорация подходит к самому важному для себя старту – запуску PS4 на родине, в Японии.
В программном плане корпорация готовится к заметной оптимизации ОС Orbis, под управлением которой работает PS4. Напомним, Orbis – существенно модернизированная версия FreeBSD с пользовательским интерфейсом, созданным на базе технологии WebGL.
Впрочем, не всё столь идеально и у Sony. Слабым местом консоли в сравнении с современными игровыми ПК является центральный процессор. Об этом, например, говорили создатели Project Cars.
Да, в CPU PS4 сразу восемь ядер, есть технология hUMA, которая ускоряет операции с унифицированной памятью, есть даже сопроцессор… Однако одна из ключевых характеристик ядер – тактовая частота является по современным меркам более чем скромной. Всего 1,6 ГГц.
На такой шаг Sony толкнуло именно энергосбережение и забота о том, чтобы корпус PS4 не нагревался слишком сильно. Мощность блока питания, который японцы, в отличии от Microsoft, сумели уместить внутри консоли, составляет всего 250 Ватт. К сравнению, современные и далеко не самые мощные игровые ПК потребляют вдвое больше электроэнергии.
Что касается Microsoft, то, увы, проблемы с новой консолью начались у них сразу с момента анонса. Пользователей возмутили запрет на обмен играми, региональные ограничения и требование как минимум раз в сутки подключаться к сети. Sony, не упустив момент, летом прошлого года даже слегка подшутила над Microsoft в одном из своих роликов:
В последствии, видя крайне негативную реакцию, практически все подобные запреты и ограничения для Xbox One было решено отменить. Таким образом Microsoft быстро исправила допущенные ошибки. С железом компания тоже пыталась хоть что-то сделать, героически разгоняя то GPU на 6%, то CPU на 10.
Впрочем, теперь, когда консоль уже вышла, никаких оптимизацией кроме программных Microsoft сделать не сможет. На то ведь это и игровая приставка. В итоге корпорация осталась на руках с дорогим решением, которое уже на старте сильно проигрывает главному конкуренту в мире консолей, а со временем будет всё сильнее и сильнее проигрывать современным ПК.
Продажи уже показывают первые результаты подобного положения дел. К слову, вот как они выглядели на недавно прошедшей неделе:
Учитывая, какой ужас сегодня творится с третьим крупным игроком – Wii U от Nintendo (у тех процессор оказался даже слабее CPU, установленного в Xbox 360 в 2005 году), рискнём предположить, что следующее консольное поколение может увидеть свет гораздо раньше, чем ожидалось прежде.
* – Унифицированная память в консолях нового поколения одновременно доступна CPU и GPU, т.е. выполняет роль как оперативной, так и видеопамяти.
Исправьте, пожалуйста, ошибку в опросе — "всё равно" пишется раздельно, а не через дефис. Не знаю, куда написать, поэтому написал сюда.
InScope, спасибо, что поправили. Там с опросом у нас ещё одна беда, которую решить до сих пор сами не можем…
Писать можно в личные сообщения админам или через обратную связь (ссылка в самом низу).
Прочитал статью, эх. Однозначно , железо которое у меня , помощнее , чем у текущих некст ген консолях, однако, я брал себе 3 соньку ради одной игры The last of us , на закате своей жизни 3 консоль напомнила о том, что не только графика важна, но и сюжет.
Консольку возьму, возможно даже бокс , и буду ждать подобных игр, остальное можно и на pc пострадать)
Мда, некст-ген не тянет FHD…потянет ко времени когда все будут на 2K и 4K
Кверщ,
Я думаю к тому времени или даже раньше уже совсем другой nextgen будет .
Много читать