Футбольные симуляторы – весьма популярный жанр компьютерных игр. Давний спор двух самых ярких представителей этого жанра – уже заезженная тема многих обзоров и отзывов о Fifa и PES. Дабы не нарушать традицию, не обойдемся без сравнений и мы. И, чтобы уж конкретнее перейти к вышедшей 14-й части футбольного «сериала» от японских разработчиков, вспомним, что в последние годы их основной конкурент сделал значительный рывок в развитии, догнав как минимум по уровню, а в некоторых аспектах многократно перегнав нашего сегодняшнего «героя» статьи. После стагнации и «провальных» на фоне детища от Konami 9-й, 10-й версий вышла довольно бодрая 11-я часть, а выход Фифы 12 стал мощным ходом в пользу EA. Японцам надо было чем-то ответить, чем-то удивить в ответ. Они этот ход сделали.
Pro Evolution Soccer 14 вышел на новом движке, обещающим революцию не только в знаменитой игрушке, но и в других проектах. И раз мы уже зашли с козырей, поведаем что, собственно, это за «движок». Fox Engine по сути можно назвать предвестником революции в мире компьютерных игр. Старое поколение консолей морально изживает себя (естественный процесс!), а новое еще только несмело начинает набирать оборот. Konami применило своё детище пока только в создании двух игр – в масштабном стелс-экшене «Metal Gear Solid V: The Phantom Pain» и старом добром Pes’е. Что из этого получилось? Первое впечатление может быть весьма противоречивым. Поэтому спешить делать выводы с ним, а также со вторым, третьем и даже четвертым не стоит. За всю историю PES на ПК (а это ни много ни мало 10 частей) можно выделить несколько, выдающихся и запомнившихся фанатам версий. Конечно, это знаменитый PES 2006. С него началось знакомство с жанром футсимов у многих любителей погонять в мяч не только во дворе, но и за компьютером. Не смотря на то, что каждый год японцы радуют нас новой игрой, PES 06 не забыт, что свидетельствуют до сих пор выпускаемые фанатами-умельцами патчи, и регулярно проводимые турниры и чемпионаты среди игроков по всему свету. Конечно, никакой прорисовки и сравнимой с реальностью графикой там не присутствовало, но атмосфера сделала свое доброе дело.
Музыка в главном меню настраивала на позитивный лад. Вступительный ролик перед каждой игрой показывал нам полные стадионы с фаерами и флагами; свисток судьи – и начиналось волшебство! А быть может, причина даже и не в этом?! Не в музыке, и даже не шуме стадиона. Может быть в том, что игроку предоставлялась возможность плести кружева на поле, забивая в дальние девятки теми легендарными футболистами, которых уже принято называть классикой мирового футбола! Рауль, Бэкхем, Роберто Карлос, и, конечно же, самый эффектный – Роналдиньо! Любимые игроки с самого детства, любимые клубы многих поклонников серии PES – это ли не секрет успеха игры? Ныне футбол стал прагматичнее, а тогда ведь еще был тот классический футбол, когда Давид мог сразить Голиафа в неуступной борьбе. Так или иначе 07 и 08 PES запомнились уже не столь сильно – по накатанной выходили себе и ладно.
Pro Evolution Soccer 2009 стал тоже как раз таки той версией, которая брала атмосферой. Вдобавок, появился интересный режим «Become a Legend» (в русскоязычной версии – «Стань Легендой»), позволяющий построить карьеру профессионального футболиста. Режим довольно интересный. Кто ж не хотел выйти на поле в компании, например, с Руни с Гиггсом? Переходить в составы легендарных команд или вести свой скромный, но любимый клуб к вершинам славы – решение было за вами!
Однако, любителям пообороняться и постоять на последнем рубеже своего часа нужно было еще подождать – в PES 09 играть можно было только нападающим или полузащитником. Что касается недостатков, то тут стоит вспомнить ужасную систему ударов, этот безумно перекачанный (знакомый с детства звук!) и неестественно «легкий» мяч. «Честной» физики мяча, обещанной на заветной коробочке с игрой, и в помине не было, а за год, пока мы ждали 10-й части сериала, тысячи и тысячи раз пришлось всплеснуть руками, в очередной раз с разворота ударив «по воробьям».
Pro Evolution 2010 покончил с этими мучениями! Да!!! Новая физика, совсем изменившая динамичность игры, стала подарком от Konami! Потрясающие удары теперь летели, как положено и часто, что радовало, куда положено! Виртуальный футбол стал реалистичнее и уже более похожим на то, что мы видим на экране, наблюдая матч настоящий. Однако, отличить, «где правда, а где ложь», по-прежнему можно было без особого труда, а значит – японским разработчикам опять было куда и зачем стремиться!
Основательно перекроив анимацию с «многострадальной» физикой, Konami явила нам PES 11. Акцент ныне был поставлен на новой системе паса и финтов. Марсельская рулетка теперь получалась просто, хотя управление в целом, по словам разработчиков, стало сложнее. Красивые стеночки и забегания мы увидели и в 12-й, и в 13-й частях. Мы не будем на них заострять внимание, несмотря на то, что и там появилось несколько «революционных» штучек (к примеру, индивидуальный ID у некоторых выдающихся футболистов современности, делающий их поведение на виртуальном поле уникальным). Ограничившись вышесказанным перейдём, наконец, к PES 14.
Первый запуск. Вы помните, что мы говорили о музыкальном сопровождении в легендарной 6-й части? Впрочем, будем честными, саундтрек, что в Фифе, что в PES всегда был неплохой (но тут с оговоркой – на вкус и цвет). Здесь стартовая мелодия, надо признаться, подобрана, на мой скромный взгляд, не очень удачно. Она подойдет к любому другому жанру – но не игре о футболе. Однако, появляется главное меню и вот уже звучит бодренькая музыка, что ни на есть футбольная, знакомый мотив из музыки прошлых Pes’ов.
Само меню претерпело изменения. Появившийся курсор часто сбивает (например, при выборе состава). Также игроку предоставили возможность выбрать любимый клуб и, что хочется отметить, игрока. Теперь он на пол экрана красуется в том же главном меню. И тут было первое разочарование. Рассматривая, как прорисован футболист вблизи, первая ассоциация, которая возникла у многих пользователей, что он выполнен из пластилина. По грустной для поклонников российского футбола традиции наши игроки не прорисованы снова: либо совсем, либо похожи лишь моментами. Немного погоревав, начинаем играть и, в принципе, забываем о «пластилиновой» графике. Лица, на крайний случай, «поправят» патчмейкеры, а сверху всё равно не заметно и уже не важно, как досконально прорисован наш футболист.
На этом этапе игры начинаешь замечать те прелести, которые нам подарил новый движок игры. Это, конечно, изменившаяся динамичность. Пасы полностью передались под контроль пользователя. Теперь стеночки, забегания в свободную зону, перепасовки стали просто удовольствием для играющего. Временами можно и забыться, уж не настоящий ли матч ты наблюдаешь?! Футболисты борются за мяч, стелятся в подкате, мажут и забивают – все как в реальной жизни. Можно просчитать силу паса, и сфера не дойдет до адресата. Система ударов кардинально изменилась. Однако можно переключиться на более привычный «Основной» режим (с прострелами также), и тогда исчезнет ужасная задержка между моментом нажатия клавиши удара и, собственно, самим ударом. Забить с угловых стало реальнее (проще всего было, пожалуй, в PES 2009, где игроки почти на любом уровне сложности выигрывали верховую борьбу и били точно в створ). Появилась полноценная анимация аутов – игрок бежит за мячом, вбрасывает его партнерам – и все это без былых подгрузок.
Спортивная форма, которой можно загрузить аж 3 комплекта, теперь тоже стала объектом, на который разработчика обратили внимание. Привычные «трубы» потихоньку также эволюционируют, развеваясь на ветру. Стадионов изначально задано в игре немного, но один умелец заявил, что изучив корневую структуру файлов их количество может стать ни много ни мало 256! Отдельно надо сказать о том, как изменилась скорость игры. Если поиграть, например, в PES 2009, то можно заметить, как все «замедлилось». По сравнению с тем же PES’ом в режиме «Стань легендой» теперь можно пробовать свои силы на последнем рубеже. Не думаю, что играть многие-многие сезоны, только лишь наблюдая вратарским взором за игрой безумно интересно, но один разок попробовать – почему бы и нет?!
Проблемы и баги, стоит признать, встречаются в игре довольно часто. Зачастую это связано с эпизодами, когда футболисты борются за мяч. Так уж повелось, что то ли я «особенный» пользователь, то ли существует еще какая-нибудь причина, но в прежних версиях мне баги встречались нечасто. Вернее, всем известный баг с руками-ногами одного футболиста, пронзающими другого во все том же PES2009 был, но тут стоит сделать большие скидки на время. В PES’е же сегодняшнем несколько раз уже столкнулся как один футболер застревал в противнике и протаскивал его 10-15 метров, естественно теряя мяч, запарывая атаку и моменты. Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться, играя на ноутбуке – это трудности с переключением со встроенной слабой на высокопроизводительную видеокарту. Проблема здесь решается после обновления драйверов GPU.
Подводя итог, справедливости ради, хочется вновь напомнить читателю, что не стоит сразу однозначно и по первому впечатлению судить об игре. Все-таки сказывается «тормозящий эффект», связанный с грядущей сменой консольных поколений. Необходимо подождать 15-ю версию в следующем году, где Konami наверняка учтет замечания фанатов, подшлифует недочеты и явит нам уже футсим, все более и более приближающийся к идеалу. Снова есть к чему стремиться!
Great post!