Операционная система Windows 8, дебютировавшая в конце октября 2012, отпраздновала полгода своего существования. С новой версией Windows многие связывали надежды на сохранение ПК-индустрии и хотя бы небольшой её рост, однако программное обеспечение компании Microsoft на этот раз было ориентированно именно на устройства с сенсорным экраном.
Хотя Apple и продолжает наращивать выпуск iPad из года в год, Microsoft и ее OEM – глоток свежего воздуха, ведь их операционная система впервые пытается подружить клавиатуру и мышь с современным сенсорным интерфейсом.
Microsoft ранее уже представляла общественности показатели продаж операционной системы Windows 8, но в последнее время от нее не поступало практически никаких известий. Все ли хорошо и как окупается Windows 8?
Первые признаки роста продаж Windows 8 пришли от самой Microsoft. Производитель программного обеспечения объявил о продаже 40 миллионов лицензий в конце ноября, отметив, что новая Windows 8 опережает по продажам Windows 7 за равный промежуток времени. Вскоре после этого, в январе, появилась новость о продаже 60 миллионов лицензионных копий, что, по сути, является идентичным показателем продаж Windows 7 на ранней стадии жизненного цикла.
Тем не менее, на данный момент времени, Редмонд пока еще не опубликовал последние данные о состоянии Windows 8. Третий квартал Microsoft – пришел и ушел, а доход от Windows был на том же уровне, несмотря на приходящие сообщения о спаде продаж ПК. За то же самое время, три года назад, Windows 7 была объявлена Microsoft – «самой продаваемой операционной системой в истории». Более 10% всех ПК работали под управлением Windows 7. Компания даже объявила о продаже 100 миллионов копий Windows 7. Это произошло 27 апреля 2010 года.
Молчание «в эфире» от Редмонда отнюдь не является хорошим знаком, и порой противоречивые данные от компаний, занимающиеся исследованием рынка, никак не помогают разобраться в ситуации. IDC считает, что поставки ПК упали на 13,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Gartner говорит о падении на 11,2%. Однако данные от IDC не включают в себя планшеты на Windows и некоторые гибриды.
Представители IDC заявили, что «все форм-факторы устройств со съемной клавиатурой не зависимо от названия, вида операционной системы или типа чипа – считаются планшетами, а не персональными компьютерами». Из-за такого подхода, компания отслеживает поставки планшетов отдельно.
Gartner говорит, что отслеживает поставки планшетов и гибридов на Windows 8, как формы «ультрапортативных ПК», но компания не учитывает продажи устройств на Windows RT.
Разница между этими двумя точками зрения позволяют предположить, что планшеты на основе Windows, занимают лишь чуть более двух процентов от поставок ПК.
IDC быстро возложили вину за снижение продаж ПК на Windows 8, даже не смотря на то, что не отслеживают новые типы устройств. Вице-президент IDC Боб О’Доннелл сказал: «Запуск Windows 8 не только не обеспечил позитивную динамику на рынке персональных компьютеров, но и наоборот замедлил этот рынок».
Аналитик Джей Чоу из той же компании IDC говорит: «Реакция на Windows 8 – реальна», это значит, что не каждое изменение в Windows 8 пришлось по душе пользователям. Спорное решение отказаться от традиционной кнопки «Пуск» и стартового меню в Windows 8 разделило пользователей на два лагеря. Microsoft начала прислушиваться к отзывам пользователей и сейчас принимает решение, как сделать так, чтобы осуществлять загрузку рабочего стола в обход интерфейса Метро и даже подумывает о возрождении кнопки «Пуск». Оба этих решения могут помочь улучшить отношение к Windows 8, но этого будет недостаточно, чтобы устройства с ОС попали к пользователям в руки.
Другая исследовательская компания под названием Strategy Analytics продемонстрировала на этой неделе доклад, в котором говорится о том, что поставки фирменных планшетов с Windows подскочили до 7,5% фактически с 0% за аналогичный период прошлого года.
Хотя это и звучит как неплохой рост, директор Strategy Analytics Питер Кинг объясняет, что в абсолютном выражении это не такое уж и большое количество. «Microsoft и ее партнеры неудачно стартовали. В этом нет никаких сомнений», – говорит он. Кинг говорит, что скрытый процесс разработки Windows 8 привел к недостаточной осведомленности потенциальных покупателей. В сочетании с отсутствием на розничном рынке новых сенсорных устройств – продажи идут медленно.
В отличие от IDC и Gartner, Strategy Analytics отслеживает исключительно устройства и планшеты со съемной клавиатурой. Кинг подчеркнул, что Microsoft и ее OEM продают планшеты в основном компаниям по контрактам, а не через сети розничной торговли и потребительские каналы.
Благодаря другим подразделениям компании, еще не все потеряно. «Выручка от Surface и увеличение коммерческих продаж Windows компенсировало влияние снижения рынка x86 ПК на доходы», – говорит Microsoft. Очевидно, что это часть стратегии Surface и одна из основных причин, почему Microsoft поместил этот продукт в дивизион Windows. Рынок ПК и операционной системы Windows находятся в постоянной борьбе за выживание, но Microsoft ставит ставки на длинную игру с распределенной дистрибуцией Surface и на недорогие сенсорные устройства на основе Windows.
Даже с этими исследованиями рынка Windows 8, рассчитанными на анализ количества поставок, ничего нельзя сказать однозначно. Ведь они не отражают количество уже приобретенных устройств. До тех пор пока Microsoft или другие исследователи рынка не предоставят актуальные графики продаж, никто за пределами Редмонда не будет знать об истинном состоянии дел Windows 8.
Похоже, что на данный момент идет медленный процесс «большой игры» Microsoft, которая хочет продержаться, как можно дольше. С новым обновлением «Blue» на горизонте, пришло время разработчикам программного обеспечения все же раскрыть карты и предоставить полные данные о прогрессе Windows 8.
Microsoft практически все поставила на Windows 8 и индустрия должна понять это прямо сейчас, а не когда Microsoft поделится хорошими новостями.