Отечественная компания МЦСТ, ответственная за разработку процессоров линейки Эльбрус, представила небольшой тест отечественного CPU в игре Doom 3 BFG Edition, а также поделилась планами на наступивший 2015 год.В сфере высоких технологий есть некоторые темы, которые, не оставляя людей равнодушными, способны вызывать в сети бурные и эмоциональные дискуссии. Конкретно в Рунете особо следует выделить тему любых отечественных технологий. Кто-то сразу же начинает петь им дифирамбы, тщетно надеясь, что молодая и, как правило, маленькая компания с ходу покажет кузькину мать иностранным мегакорпорациям. Противоположная часть, напротив, не стремясь особо вникать в детали, от души пытается затоптать своих поглубже в грязь.
За примерами далеко ходить не нужно. Вспомните тот же YotaPhone, вторая модель которого по уровню обсуждаемости в Рунете под конец прошлого года, пожалуй, затмила даже девайс от Apple. Мы сегодня поговорим про ещё одну значимую отечественную разработку – процессоры Эльбрус от московской компании МЦСТ.
Новости про Эльбрус’ы можно было видеть на страницах IT-порталов и раньше, однако, в 2014 создающая их компания отметилась несколько ярче, чем прежде за счёт выпуска четырёхядерного процессора Эльбрус-4С. В отличие от числа ядер, остальные характеристики в нём, впрочем, выглядят не столь привлекательно: тактовая частота составляет всего 800 МГц, а изготавливается процессор по уже отнюдь не свежей технологии 65 нм.
С другой стороны, даже несмотря на последний факт за счёт скромных тактовых частот энергопотребление CPU не вышло за пределы 45 ватт. Сравнивать Эльбрус напрямую с десктопными процессорами Intel или AMD не совсем корректно в cилу разных архитектур.
Параллельно с разработкой процессора Эльбрус его создатели работают над одноимённой ОС, основанной на ядре Linux и содержащей некоторые привычные программы вроде Firefox, являющегося там браузером по умолчанию.
Текущий флагман компании – Эльбрус-4С. Разрабатывается он у нас, но производится в одной из азиатских стран (предположительно тайваньским гигантом TSMC). Несмотря на не первую свежесть 65 нм техпроцесса в России на момент выхода Эльбрус-4С производить было негде. Впрочем, не всё так печально. Более простой процессор – двухъядерный Эльбрус-2СМ, выполненный по 90 нм нормам, теперь производится отечественной компанией Микрон в Зеленограде.
Эльбрус-4С в прошлом году был достаточно обсуждаем и самым популярным вопросом к отечественному процессору, особенно с учётом небольшой тактовой частоты ядер, являлась производительность. Издание CNews, которое сумело получить процессор на тест одним из первых, отметило, например, великолепные показатели при работе с архиватором 7zip.
Впрочем, сами разработчики под конец 2014 года решили показать куда более наглядный и понятный пример реальной производительности собственного процессора. Одна из самых ресурсоёмких задач для современных ПК это, конечно же, игры. В качестве примера было решено использовать классику – Doom 3. Однако не тот Doom 3, что вышел в 2004, а его современное переиздание – BFG Edition, увидевшее свет осенью 2012. Переиздание тогда неприятно удивило фанатов как раз тем, что резко увеличило свои системные требования по сравнению с оригиналом.
На страничке игры в Steam в категории процессор написано, что для запуска ей как минимум необходим двухъядерный CPU (Intel или AMD) с частотой не менее 2 ГГц.
Таким образом, Эльбрус-4С должен в плане производительности быть как минимум не слабее.
Ниже представлено то самое видео запуска игры на отечественном процессоре. Со своей стороны, заметим, что закадровый женский голос воспринимается откровенно тяжело, но это уже наше личное мнение. За неделю ролик набрал свыше 100 тысяч просмотров.
Обратим внимание: игру запускали в Full HD-разрешении, а это также сильно увеличивает нагрузку на вычислительную систему. Кроме того, BFG Edition «залочена» на 30 FPS (т. е. выше частота кадров не поднимается, даже если железо позволяет).
На видео отчётливо видно, что во время геймплея FPS скачет от 15 до 30 и держится вплотную к 30 во внутриигровых сценах. Это весьма скромный, но всё же удовлетворительный результат, тем более, если учесть, что прежде Эльбрус’ы на компьютерные игры никогда не ориентировались.
Хоть немного разбирающийся в компьютерном железе с ходу верно подметит: разработчики заметно упростили себе задачу, использовав в паре с Эльбрус’ом пусть и не самый свежий, но флагманский GPU иностранного производства.
Однако, недооценивать роль процессора тоже не стоит. Суть в том, что отечественный Эльбрус, будучи в тандеме с мощным напарником от AMD, не испортил игровой процесс, обеспечив приемлемую частоту кадров. Для разработки, создаваемой небольшим коллективом МЦСТ, это уже неплохой результат.
Что касается планов МЦСТ на 2015 год, то они весьма обширны. Готовы поспорить, наибольшее внимание привлечёт к себе новый флагман компании – восьмиядерный процессор Эльбрус-8С.
Тактовая частота ядер у него составит уже 1.3 ГГц. Вместо нынешних 65 нм новый Эльбрус перейдёт на куда более актуальный 28 нм техпроцесс. Взглянуть на его результаты хоть в том же Doom 3 BFG было бы крайне любопытно.
Увы, производить Эльбрус-8С будут не в России. Скорее всего, в роли изготовителя вновь выступит компания из Тайваня, так как 28 нм у нас ещё никто не освоил.
Зато прежние 65 нм в 2015 в полной мере освоит отечественный Микрон. Тестовые образцы микросхем, выпущенных по технологии 65 нм, эта зеленоградская компания представила ещё в 2014. Таким образом, производство Эльбрус-4С сможет перебраться на родину.
МЦСТ в итоге, с одной стороны, продолжит кооперацию с Микрон’ом, чтобы создавать пусть и не самые передовые, но разработанные и произведённый полностью в России решения. С другой, компания не хочет сковывать саму себя рамками освоенных Микрон’ом техпроцессов и поэтому продолжит заказывать часть производства у азиатских производителей.
Конечно, вполне резонно стоит вопрос: выйдет ли хоть когда-то продукция той же МЦСТ за рамки промышленных заказов и сможет ли она начать массово появляться на ПК простых потребителей. На наш взгляд, в ближайшее время – это весьма маловероятно. Однако ролик с игрой в Doom на отечественном процессоре прозрачно намекает, что Эльбрус’ы могут сгодиться отнюдь не только для офисных/промышленных задач.
В заключение добавим ещё одну деталь: МЦСТ стремится непросто сделать CPU сам по себе, компания фокусируется на том, чтобы самостоятельно выпускать и другие ключевые комплектующие. Уже сейчас совместно со всё тем же Микрон’ом она наладила выпуск материнских плат Монокуб, созданных специальной для процессоров Эльбрус, а совсем недавно представила её улучшенную модификацию Монокуб-М.
На текущий год перед инженерами стоит более сложная задача. Речь идёт о создании собственного графического ядра, которое будет частью предельно экономичного в плане энергопотребления нового процессора Эльбрус-1С+.
У этого решения будет всего одно вычислительное ядро, работающее на частоте 1 ГГц. Зато и энергопотребление составит до 10 ватт. Про характеристики встроенной графической части известно лишь, что видеоядро будет работать на частоте около 800 МГц. Поддерживается 3D-ускорение по стандартам OpenGL 3.1 и OpenCL 1.2. Техпроцесс – 40 нм.
Разумеется, такая графическая система будет разительно слабее, использовавшейся в тесте выше AMD Radeon HD 6970 (TDP – до 250 ватт), однако, для базовых 3D-приложений сгодится и такой вариант, а для разработчиков это станет хорошей пробой пера.
Конечно это всё замечательно. Можно освоить ещё пару ярдов рубликов и приблизиться к 20-летнему отставанию ещё на один год. Только зачем? Кроме процессора нужны и другие подсистемы, а ничего нет. Даже если представить гипотетически(чего не будет никогда), что будет создан процессор на уровне последней архитектуры в 14-нм(только как? рашпилем подточим?) где мы сможем его применить? Ответ один — НИГДЕ.
Всё как обычно — пустой базар и тест на игре 10-летней давности. Для чего эта статья? Для кого? Что показали то?
Когда же перестанем догонять, а начнём обгонять. Хотя, в такой стране смышлёные парни только подрастают и получают образование, и сразу на запад. Проклятие какое-то над страной.
WZ, вы слегка невнимательны: десять лет назад игра эта запускалась без проблем на 1 ядре и с 512 МБ ОЗУ. BFG Edition предъявляет уже несколько иные требования.
Похоже, статья вас так опечалила, что её завершающую часть вы решили даже не читать .
Для чего ваш комментарий? Для кого? Какой смысл он несёт? Что лучше ничего не делать? Или имеется в виду, что сразу же надобно сотворить гиганта покруче Intel и на меньшее вы не согласны?
И вот пока там осваивают очередной ярд рубликов, тонну золота и мешок драгоценных камней, я вам по-человечески рекомендую не навешивать просто так клеймо воров на людей, которых вы, скорее всего, и знать не знаете.
Предполагаю, что WZ написал комментарий от досады.
Хочется видеть прорыв в области выскоих технологий.
Но страна просто сырьевой придаток, да ещё с жестоким климатом.
В Канаде и Финляндии не лучше, но ведь они приспособились.
А пилить собственно нечего, т.к. WZ не силён в экономике и производственных отношениях.
Я верю, люди работают изо всех сил, и эти люди на западе получали бы больше преференций, а возможно и денег.
Спасибо им, что не уехали. Присутствует чувство, как будто они делают одолжение Родине. Однако, они герои. Не бросили страну, и тем более не воруют. У меня есть знакомый с примерно такого производства. Зарабатывает 140.000 в месяц, но если б не такая зарплата, неизвестно, остался бы он здесь. Говорит, что возможностей для профессионального роста на западе больше. Он очень предан своему делу, так что держит его здесь только нормальная по меркам России зарплата. Говорит, иначе бы уехал уже, и не из-за денег.
Вепрь, досаду я вполне разделяю. Только это не повод хаять тех, кто что-то пытается делать и тех, кто об этом даёт материал для чтения.
В Канаде и Финляндии не лучше, но ведь они приспособились.
Политика, геополитика, экономика… Это уже совсем ни темы маленького softrew.ru. Но я всё-таки не совсем с вами согласен. В "сырьевом придатке" более половины ищут в отечественном поисковике и пользуются его веб-сервисами в то время, как весь остальной мир, кроме Китая, уже давно и надёжно сидит на Google.
В "придатке" две трети используют собственные соц. сети, хотя остальные поселились в гостях у Цукерберга…
Не то чтобы эти примеры как-то резко исправляют общую мрачную картину, но и в кромешный пессимизм уходить тоже не стоит.
У нас в России, как и в СССР, было немного все по другому.
Делали машины, не для того, что бы ездить и жопу греть.. а чтобы руду на заводы привозить. Делали поезда с вагонами, что бы враг боялся, что из вагона выскочит боеголовка и по башке его ударит. Делали космические корабли, не для того чтобы там в био- туалет было можно сходить. А для того чтобы просто долететь….. Даже этот процессор. И устарел, но сделали его мы…. Наш парень с соседней парты, которого учила учительница, которая учила вашего отца или вашу маму…
Патриот,
Ну а Соединённые Штаты, по вашему мнению, ну Луну летали исключительно целеустремлённо и отнюдь не для того, чтобы в мире кого-то в этом деле обогнать?)
Читал первые теоретические материалы по Эльбрусу от 2001 года, там предполагалось что они с нуля разработают архитектуру по модели RISC и с нуля же напишут ось специально приспособленную для параллельного выполнения инструкций и с защищённой файловой системой на основе словарей и указателей на файлы либо на программы… Естественно с нуля не осилили. С другой стороны, хорошо хоть научились собирать из исходников всё это хозяйство правильно.
Соотношение Мгц/Вт на самом деле так себе, боюсь при дальнейшем обрастании блоками, оно будет только ухудшаться.
Ну а на самом деле параллельные архитектуры штука интересная, посмотрим что получится, Эльбрусу есть куда расти.
Хорошо, что что-то делается:) Жаль, конечно, что для домашнего использования данные процессоры не годятся, остаётся надеяться, что лет через 5-10 предприимчивые люди догадаются начать выпускать что-то своё для массового потребления